-
Мусорный эксперимент
В одном из микрорайонов Челябинска запустят пилотный проект по раздельному сбору отходов
Регоператор по обращению с отходами «Центр коммунального сервиса» совместно с экологическим движением «Разделяйка» планирует запустить в одном из микрорайонов Челябинска пилотный проект по внедрению раздельного сбора мусора. Известно, что инициативу реализуют на северо-западе города, точное место для проведения эксперимента организаторы обещают назвать в течение недели. В будущем ЦКС планирует распространить практику на весь город, но, по словам директора регоператора Алексея Бубнова, это может привести к росту тарифов. Эксперты предупреждают, что во многих странах раздельный сбор мусора — это дотационная сфера, и полагают, что властям невыгодно реализовывать такие проекты из-за более высоких затрат.
Регоператор по обращению с отходами в Челябинске — ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) — планирует внедрить в одном из микрорайонов города систему раздельного сбора мусора. Об этом директор ЦКС Алексей Бубнов сообщил на брифинге. Он подчеркнул, что партнером пилотного проекта выступит экологическое движение «Разделяйка». У общественной организации оборудованы контейнерные площадки для раздельного сбора мусора, есть партнерские отношения с переработчиками вторсырья, поэтому от ЦКС, по словам господина Бубнова, потребуется только транспортировать отсортированный мусор на перерабатывающие заводы. «Мы здесь будем работать как транспортная организация — просто переместим эти отходы. Средства от переработки будет получать собственник контейнерных площадок»,— рассказал Алексей Бубнов.
Алексей Бубнов подчеркнул, что регоператор участвует в пилотном проекте, чтобы на практике отработать схему по внедрению раздельного сбора отходов в Челябинске. По его мнению, переход на такую систему неизбежно приведет к росту тарифов для населения. «Наша задача — отработать логистику, на примере одного микрорайона понять наши затраты. Порядка 60% в тарифе — это транспортирование. Надо понимать, что если мы будем внедрять раздельный сбор мусора повсеместно, придется увеличить парк техники, и здесь уже нельзя будет обойтись ростом тарифов на несколько процентов»,— говорит Алексей Бубнов. Директор ЦКС отмечает, что для внедрения раздельного сбора отходов во всем челябинском кластере (включает 11 муниципалитетов, в том числе областной центр) необходима инициатива федеральных властей. «У нас первично должен быть документ на уровне субъекта федерации, после чего у нас появляется обязанность от министерства экологии разработать нормативы, определить места и пути транспортирования. А потом на базе этой математической модели должен быть установлен тариф»,— отмечает Алексей Бубнов.
Алексей Бубнов также отметил, что пилотный проект по созданию системы раздельного сбора мусора в 2019 году должны были внедрить в Южноуральске. Однако из-за того, что врио губернатора Алексей Текслер приостановил инвестпроекты, начатые при Борисе Дубровском, инициативу пришлось отложить на неопределенный срок. «До Нового года было принято решение о том, что пилотный проект должен быть реализован в Южноуральске. Южноуральск сказал, что готов тратить муниципальные деньги на создание площадок раздельного накопления отходов, потому что в тарифе их нет. К нам была одна просьба — вывозить отходы. Сейчас все финансирование приостановлено, потому что члены правительства перешли в статус исполняющих обязанности. Думаю, в ближайшие месяцы мы к этому вопросу не вернемся»,— сказал господин Бубнов.
Руководитель экологического движения «Разделяйка» Дмитрий Закарлюкин рассказал, что пилотный проект будет реализован в одном из микрорайонов на северо-западе Челябинска. В эксперименте будут участвовать около 10 тысяч жителей. Люди будут сортировать пищевые и неперерабатываемые отходы, полимеры, стекло и металл. Предполагаемый объем вторсырья, который будет ежемесячно вывозиться из пилотного микрорайона,— 10 тысяч тонн. «У нас есть партнеры, которые будут перерабатывать это вторсырье. ПЭТ будет перерабатывать “ВторКом”, полиэтилен — ПИК “Политех”. “Уралстек” занимается стеклом, макулатуру перерабатывает “Мегаполис СТД”, либо Knauf, либо тот же “ВторКом”»,— рассказал господин Закарлюкин. По его прогнозам, средства, вырученные от переработки вторсырья, в основном пойдут на покрытие транспортных расходов и создание инфраструктуры для раздельного сбора мусора.
Председатель российского экологического движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорная отмечает, что во многих странах раздельный сбор мусора — это дотационная сфера. «Существовать на стоимости вторсырья хороший раздельный сбор, когда у вас собираются не только ликвидные фракции, не может. В мире эта сфера субсидируется из разных источников. Но вы как житель все равно платите за свои отходы — захоронение на полигоне тоже стоит денег. С раздельным сбором мусора объемы захоронения будут уменьшаться, на этом можно сэкономить»,— отмечает госпожа Нагорная. По мнению эколога, для повышения заинтересованности людей в сортировке отходов необходимо ввести плату за фактический вывоз отходов вместо тарифов по нормативам. Это заставит население задуматься о том, сколько мусора они производят, и какие объемы вторсырья можно было бы отправлять на переработку, отмечает она.
Генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер полагает, что внедрение раздельного сбора мусора невыгодно для муниципальных властей. «Раздельный вывоз мусора чаще всего предполагает необходимость заключения контрактов сразу с несколькими подрядчиками, поскольку редко переработкой пластика, бумаги и стекла занимаются одни и те же компании. Чем больше контрактов, тем выше их суммарная стоимость. Куда проще и дешевле заключать контракты с теми организациями, которые вывозят все и сразу куда-нибудь подальше и желательно подешевле»,— подчеркивает господин Вальтер. При этом эксперт подчеркивает, что из переработки вторсырья можно извлекать прибыль, которая могла бы впоследствии снизить тариф для населения. «При наличии налаженных каналов сбыта продукции перерабатывающего предприятия, рентабельность может достигать 70–75%. Даже при минимальных значениях рентабельности, инвестиции окупятся за 2–2,5 года без дотаций и иных мер поддержки со стороны муниципальных властей»,— отмечает господин Вальтер.