-
О влиянии будущего экотехнопарка в Миассе на тариф по вывозу ТКО
В связи с публикациями отдельных СМИ Миасса, которые накануне стали выдавать «сенсационные» сообщения о том, что за строительство нового объекта заплатят жители, ЦКС считает необходимым дать официальные разъяснения.
В случае изменения статуса земельного участка строительство экотехнопарка планируется вести по концессионному соглашению на инвестиционные средства. Их возврат инвестору в соответствии с действующим законодательством будет осуществляться за счет утверждения Министерством тарифного регулирования и энергетики региона соответствующих тарифов. Отметим, что никакой сенсации в таком подходе нет. Точно также развивается вся коммунальная сфера: те же электростанции, котельные, линии электропередачи, теплотрассы и водоводы зачастую строятся за счет инвестиций. И потребители электроэнергии, тепла и воды оплачивают создание этой инфраструктуры за счет внесения ежемесячной платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Центр коммунального сервиса никогда не скрывал такой подход и даже акцентировал на этом внимание на встречах и в Общественной палате Миасского городского округа, и в комиссиях Собрания депутатов МГО. Однако влияние нового объекта на тарифные ставки не стоит оценивать однобоко. Представители регоператора неоднократно подчеркивали, строительство экотехнопарка значительно сократит расходы на транспортирование ТКО. За счет работы мусоросортировочного комплекса огромные объемы вторсырья не придется вывозить из Карабашского кластера на удаленный на 80 километров Полигон ТБО в Полетаево (под Челябинск). Вторсырье будет перерабатываться в самом экотехнопарке. За счет этого затраты на транспортирование мусора на объект в Полетаево значительно уменьшатся.
Напомним, что на сегодняшний день в тарифе для Карабашского кластера 67 процентов расходов приходится именно на транспортирование ТКО, и это колоссальные средства. При этом за три последних года из-за больших транспортных «плеч» тарифы в Карабашском кластере выросли почти в три раза. И с 1 июля 2022 год ставки станут одними из самых высоких в Уральском Федеральном округе. Если не создавать новые объекты обработки и переработки ТКО вблизи источников образования отходов тенденцию роста тарифов (из-за удорожания топлива и расходов на автопарк перевозчиков ТКО) совершенно однозначно не удастся изменить.
Единственный способ повлиять на тарифные ставки – создавать новые объекты инфраструктуры. Инвестиционные средства в строительство мусоросортировочного комплекса, которые на начало февраля 2022 года в соответствии с методиками Минстроя России оценивались в 1,1 млрд рублей, планируется возвращать из тарифных средств в течение 7-10 лет. Столь длительный срок позволит снизить инфраструктурную нагрузку на размер тарифных ставок.
Добавим также, что в настоящий момент в Карабашском кластере нет мусоросортировочных комплексов. Объект, которые несколько лет назад был возведен в Карабаше, по решению Министерства экологии Челябинской области был перенесен в Южноуральск.
Отметим, что средства тарифа важно направлять на создание долгосрочной инфраструктуры, а не на транспортирование мусора (краткосрочные постоянные расходы). Только такой подход позволит достичь целей национального проекта «Экология». Одной из главных задач государственной политики в сфере обращения с ТКО является сокращение объемов захоронения отходов на полигонах и свалках за счет строительства современных предприятий, которые позволят вести выборку из мусора вторсырья и изготавливать из этих фракций новые полезные вещи и материалы.