-
Официальный комментарий регионального оператора по заявлениям УФАС
В связи с прозвучавшими заявлениями УФАС, ООО «ЦКС» считает необходимым дать пояснения по событиям, которые развивались осенью 2018 года — в период, который в историю Челябинска вошел под названием «мусорный коллапс». Напомним, что до указанных событий вывоз ТКО в Челябинске осуществлялся двумя способами. Большая часть контейнерных площадок (до 70%) обслуживалась напрямую компаниями-перевозчиками (между управляющими компаниями и вывозящими организациями действовали договоры и осуществлялись прямые расчеты). Остальные площадки (30%) обслуживалась через муниципальное унитарное предприятие МУП «Горэкоцентр» (имея договорные отношения с управляющими компаниями, это предприятие само нанимало подрядчиков для вывоза отходов). В 2018 году власти наконец приняли решение о закрытии Челябинской городской свалки. Это было неизбежно, ведь объект должен был быть закрыт еще в 1992 году. И надзорные органы неоднократно требовали прекратить его деятельность. Справочно: Челябинская городская свалка площадью порядка 55 га являлась одной из самых крупных в России. Объем накопленных отходов оценивался в 17,5 млн кубометров. Высота бортов 40-45 метро. Значительная часть загрязнения атмосферы в Челябинске связана со свалкой. В настоящий момент ведутся работы по рекультивации объекта. 11 сентября 2018 года свалка была закрыта. Подрядчикам МУП «Горэкоцентр» было предложено везти отходы на полигон ТБО Полетаево. Поскольку этот объект удален от Челябинска, власти заранее приняли решение о компенсации перевозчикам возраставших расходов на транспортировку мусора. И в связи с этим было объявлено, что полигон ТБО не будет брать плату за захоронение ТКО (что должно было компенсировать затраты). Но спустя несколько дней большая часть компаний отказалась работать и прекратила вывоз мусора из города. Челябинск стал превращаться в свалку отходов со всеми вытекающими антисанитарными последствиями. Отходы перестали вывозить и компании, которые имели прямые договорные отношения c потребителями. При этом они демонстративно забирали контейнеры, оставляя мусор прямо на площадках. Действия таких перевозчиков имели характер демонстративного шантажа и были впоследствии оценены по заслугам — по фактам недобросовестных действий участников рынка были возбуждены уголовные дела. «Центр коммунального сервиса» на тот момент уже имел статус регионального оператора по обращению с ТКО, компания вела успешную деятельность в Магнитогорском кластере. В условиях «мусорного коллапса» власти Челябинска обратились ко всем перевозчикам (в том числе не имевшим договоров) с просьбой помочь в ликвидации ЧП. Ответственность за вывоз отходов города-миллионника взяли на себя «ЦКС» и несколько челябинских компаний. В ситуации экстренной нехватки времени и финансовых ресурсов службы «Центра коммунального сервиса» с нуля выстраивали работу. Никто не смотрел — где и чья контейнерная площадка. В условиях чрезвычайной ситуации, которая была объявлена в Челябинске, требовались оперативные действия. Мусор вывозился со всех мест накопления ТКО. И если уборка отходов с площадок, которые обслуживались через МУП «Горэкоцентр», хотя бы частично, но была оплачена, то за вывоз ТКО с площадок, которые обслуживались по прямым договорам между управляющими компаниями и перевозчиками, оплата не поступила до сих пор. Стоит отметить, что устранившиеся от работы компании на тот момент продолжали выставлять счета потребителям и получали оплату за услуги, которые фактически не оказывали. В ситуации, которая складывалась на момент «мусорного коллапса», «ЦКС» и другие ответственные организации вынуждены были работать в условиях полной неопределенности. Считаем, что называть ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации сговором между властью и бизнесом, по меньшей мере, некорректно. Мы видим, что сейчас делаются попытки представить события годовой давности в новом свете. Но полагаем, что челябинцы хорошо помнят, что и как происходило: кто устроил «мусорный коллапс», а кто в итоге решил проблему.