-
Первый год по новым правилам: о ходе «мусорной» реформы в Челябинской области
С 1 января 2019 года «Центр коммунального сервиса» стал крупнейшим региональным оператором в Челябинской области. Компания начала обслуживание в трех кластерах (Магнитогорском, Карабашском и Челябинском), а общее количество потребителей услуги достигло почти 3 млн человек. Впрочем, Челябинск уже был знаком «ЦКС». Осенью 2018 года компания в экстренном порядке занималась ликвидацией последствий «мусорного» коллапса, его после закрытия Челябинской городской свалки устроили прежние подрядчики.
С нового года уже в качестве регионального оператора «Центр коммунального сервиса» начал выстраивать работу с нуля, компания формировала новые механизмы взаимодействия со всеми задействованными в вывозе мусора структурами, преодолевая сложности, которых было предостаточно.
Во-первых, не была подготовлена коммунальная инфраструктура: в городах и районах не были организованы контейнерные площадки, либо их было крайне мало; отсутствовали офисы для работы с потребителями; не было построенной логистики движения спецтранспорта. При этом зоны ответственности в вопросах уборки и вывозе отходов были крайне размыты. Во-вторых, во многих населенных пунктах, удаленных от мусорных полигонов, услуга по вывозу отходов не оказывалась совсем. Но, несмотря на сложную логистику, «ЦКС» ставил перед собой задачу наладить повсеместный вывоз. И последовательно занимается этим вопросом.
В-третьих, у потребителей отсутствовала достоверная информация об оказываемой услуге. У людей не было понимания, каков порядок обращения с ТКО и что включено в тариф. Необходимо было вести масштабную разъяснительную работу.
Отметим, что реформа стартовала в отсутствии устоявшихся правил. Законодательные акты, регулирующие деятельность участников процесса, в течение года постоянно подвергались изменениям. По мере наработки опыта шло устранение «узких мест», работа задействованных в уборке и вывозе отходов структур выстраивалась в режиме реального времени.
Условия, в которых в 2019 году вел деятельность «ЦКС», были далеки от нормальных. Работу с потребителями, подрядчиками и смежными структурами серьезно осложняли постоянные претензии контролирующих инстанций. Оспаривались аукционы, выносились невыполнимые предписания, проводились бесконечные проверки.
Это не могло не привести к сложностям в экономических показателях компании. К концу года потребители не доплатили «ЦКС» более полумиллиарда рублей.
Действовавшие в 2019 году тарифы на услугу по обращению с ТКО были одними из самых низких в стране. При этом прямые объективные расходы регоператора явно выше средних по отрасли в связи с географическими особенностями региона и возросшими объемами работ. Дело в том, что количество контейнерных площадок, которые должен обслуживать «ЦКС» увеличилось почти в 2,5 раза — с 8,5 тысяч (в начале 2019 года) до 20 тысяч (в конце года). Столь серьезные изменения автоматически потянули за собой рост затрат. Увеличились: протяженность маршрутов, парк спецтехники, штат персонала, задействованный в вывозе ТКО, расходы на ГСМ, траты на обслуживание и страхование техники и пр.
Таким образом, к концу 2019 года стал возникать серьезный финансовый дисбаланс, что не могло не отразиться на качестве оказываемой услуги. Все ответственные стороны понимали необходимость изменений. В итоге тарифы на 2020 год были пересмотрены в сторону увеличения.
«ЦКС» продолжает оказывать услуги в полном объеме. За год работы компания открыла 14 обособленных подразделений для приема потребителей. Была налажена работа колл-центра, специалисты которого могут оперативно проконсультировать потребителей по всем возникающим вопросам.
Кроме того, за счет собственных средств региональный оператор установил более 11 тысяч мусорных контейнеров, и эта масштабная работа продолжается. Добавим, что в зоне обслуживания «ЦКС» охват потребителей услугой по обращению с ТКО приближается к 90%. И это один из самых высоких отраслевых показателей в России.
В планах на 2020 год реализация пилотных проектов по раздельному сбору мусора в Копейске и Южноуральске. Это серьезный шаг в решении глобальных задач, которые прописаны в национальном проекте «Экология» (увеличение доли сортировки мусора, увеличение объемов ТКО, направляемых на переработку). Мы настроены на конструктивную работу со всеми заинтересованными сторонами. В конечном итоге, сделать Челябинскую область действительно чистой можно только общими усилиями.