-
ЦКС: муниципальные бюджеты необходимо скорректировать
Проектом областного бюджета на 2021 год предусмотрены трансферты местным бюджетам на реализацию полномочий по созданию и содержанию контейнерных площадок. ЦКС неоднократно призывал местные власти заложить в свои бюджеты затраты на субботники, обустройство контейнерных площадок, закупку контейнеров, на ремонт подъездных путей в частном секторе. Отлаженная система обращения с отходами, подкрепленная необходимыми ресурсами, позволила бы решить большинство проблем, которые волнуют жителей региона.
Не менявшаяся более двух десятилетий система обращения с отходами в населенных пунктах Челябинской области создала целый пласт нерешенных проблем. Жители, привыкшие самостоятельно утилизировать коммунальные отходы, годами сжигали мусор в огородах или складировали в ближайших лесных оврагах. Со временем стихийные свалки близ населенных пунктов разрослись до чрезвычайных масштабов. С этим необходимо было как-то бороться и с началом мусорной реформы появились реальные шаги.
Согласно принятым нормативно-правовым актам, создание и содержание мест накопления ТКО – зона ответственности органов местного самоуправления, управляющих компаний или собственников (арендаторов) земельных участков, на которых расположены контейнерные площадки. Это закреплено в Федеральном законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обустройство контейнерных площадок и ведение их реестра также является зоной ответственности муниципальных властей. Это следует из Постановления Правительства РФ №1039.
Именно с муниципалитетами возникли основные проблемы в решении этого вопроса. Местные власти хотя и начали налаживать контейнерный сбор отходов, но часто процесс тормозило отсутствие средств в муниципальном бюджете. Большинство сельских районов Челябинской области находятся на дотационном обеспечении. И очень часто жителям, которые были бы рады установке контейнеров, в местной администрации отказывали из-за отсутствия финансирования. А там, где все-таки деньги на приобретение контейнеров находили, возникала другая проблема. Одна из них связана с обустройством контейнерной площадки. Так, например, в результате ливневых дождей проезды были сильно размыты, что привело к невозможности осуществить погрузку и вывоз ТКО. В результате – срыв графика, который необходимо было локализовать за счет привлечения дополнительных ресурсов регоператора, чего могло бы и не быть.
Все вышеперечисленные проблемы обсуждались в ходе областного совещания Губернатора Челябинской области Алексея Текслера с руководителями муниципальных образований. Губернатор поручил разобраться с вопросами обустройства контейнерных площадок. Предусмотренные областным бюджетом трансферты позволят муниципалитетам расходовать средства не только на приобретение контейнеров, но и на создание и обустройство контейнерных площадок. Таким образом, в 2021 году число районов со стопроцентным охватом контейнерного сбора ТКО должно увеличиться.
Есть еще аспект, на который стоит обратить внимание муниципальным властям. Ежегодно весной и осенью администрации инициируют проведение общественных субботников, привлекая сотни волонтеров, десятки организаций и учреждений. В результате дружной работы по очистке территорий собираются тонны мусора, который необходимо вывозить и утилизировать согласно утвержденным нормативам. Если раньше это делалось сторонними подрядчиками и сбрасывалось на стихийных свалках, то сегодня это серьезное экологическое нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. А затраты на вывоз последствий субботников не заложены в тариф, так как не относятся к ТКО, поэтому расходы на организацию вывоза собранного мусора необходимо также отразить в планировании муниципального бюджета.