-
Выполнение требований УФАС приведет к нарушению закона
В январе 2020 году Региональный оператор по обращению с твердыми бытовым отходами направил в адрес ряда образовательных учреждений Челябинской области проекты договоров о вывозе мусора. Эти проекты стали предметом рассмотрения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, результатом которого стало предупреждение, вынесенное ООО «Центр коммунального сервиса». Антимонопольное ведомство сочло, что ООО «ЦКС» навязывает школам и детским садам невыгодный для них контракт, по которому расчет стоимости услуги ведется в соответствии с нормативами накопления отходов. В УФАС полагают, что рассчитывать следует по объему и количеству вывезенных контейнеров, что, по мнению ведомства, выгоднее для потребителей.
В связи с этим ООО «ЦКС» вынуждено напомнить и сотрудникам УФАС, и представителям СМИ, освещающим это событие, положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ним коммерческий учет накопления ТКО может вестись следующими способами:
- по нормативам накопления,
- по количеству и объему вывезенных контейнеров
При этом выбор, какой именно способ использовать в каждом конкретном случае, - не свободный. Он определяется Постановлением Правительства РФ № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» от 3 июня 2016 года.
Пункт 6 этих Правил однозначно требует использовать при расчетах только первый способ.
Пункт 8 Правил устанавливает, что второй способ применяется лишь при раздельном накоплении отходов.
Направляя проекты контрактов в образовательные учреждения, ООО «ЦКС» руководствовалось именно этими пунктами утвержденных Правительством РФ Правил, а не своим произвольным выбором.
При этом Региональный оператор отмечает, что аналогичные требования содержатся и в Постановлении Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 года.
Таким образом, учет ТКО может производиться по количеству и объему вывезенных контейнеров лишь при условии раздельного сбора мусора. При этом статья 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит, что организация и порядок накопления ТКО, включая раздельный сбор, относится к полномочиям субъектов Федерации. Другими словами, раздельное накопление можно считать организованным с момента утверждения уполномоченным органом региона порядка раздельного накопления отходов и фактического соблюдения потребителями требований сортировки мусора. Правительством Челябинской области до настоящего времени порядок раздельного накопления ТКО не утвержден, а в Территориальной схеме по обращению с отходами отсутствуют места раздельного накопления ТКО.
В этой связи расчет стоимости вывоза мусора в соответствии с количеством и объемом контейнеров вступит в противоречие с Федеральным законом и Постановлениями Правительства РФ.
ООО «ЦКС» подчеркивает, что всегда с большим вниманием и уважением относится к рекомендациям и тем более предписаниям УФАС. Но в данном случае вынуждено констатировать, что выполнение его требований приведет к нарушению российского законодательства.